Физика - 7 школа №56

элективный курс "Решение исследовательских задач"

 

Программа

факультативного  курса по физике для учащихся 7 класса

«Исследовательские задачи на стыке наук»

(биологии, физики, химии)

 

Пояснительная записка.

Цель: научить исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания; создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения в дальнейшем.

 

Содержание курса включает в себя знакомство с планом деятельности по решению исследовательских задач, серию из шести учебных исследовательских задач, в основном построенных на материале биологии, физики, химии.

Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, математическую обработку данных, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группах, культура ведения дискуссий, презентация результатов).

Важная особенность курса – его интегративность, междисциплинарный характер задач.

Работа над задачей организуется индивидуально, либо в парах (группах), итогом является публичная презентация (конференция), либо непосредственный отчет перед педагогом.

Результатом изучения данного курса следует рассматривать сформированности у учащихся следующих умений:

  • Строить план исследования;
  • Фиксировать эмпирические данные (с учетом погрешностей) в виде графика и таблицы;
  • Описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель;
  • Предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель;
  • Сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;
  • Представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).

 

Раздел №1. «План деятельности по решению исследовательских задач»

(1 час)

Раздел №2. «Время реакции человека и факторы, которые на него влияют»

  • Свободное падение (физика)
  • Рефлекс (биология)
  • Обработка данных (математика)

(5 часов)

Раздел №3. «Что такое артериальное давление?»

  • Кровообращение (биология)
  • Давление жидкости (физика)
  • Построение графиков (математика)

(5 часов)

Раздел №4. «Определение объема кратковременной памяти»

  • Высшая нервная деятельность (биология)
  • Обработка данных (математика)

(5 часов)

Раздел №5. «В мире красок»

  • Свет и цвет (физика)
  • Краски (химия)

(5 часов)

Раздел №6. «Загадки простой воды»

  • Физические свойства воды (физика)
  • Химические свойства воды (химия)

(5 часов)

 

Раздел №7. «Мой до дыр»

  • Поверхностное натяжение (физика)
  • Химические растворы (химия)

(5 часов)

Раздел №8. «Защита проектов учащихся».

 

Тематическое планирование.

 

Содержание

Практическая работа

1. План деятельности решения исследовательских задач

Разработка алгоритма

2. Время реакции

Определение смысла термина

3.Измерение времени реакции (способы измерения)

Практическая работа

4. Исследовательская работа по измерению времени реакции

Практическая работа

5. Исследовательская работа по измерению времени реакции

Практическая работа

6. Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений.

отчет

7. Артериальное давление

Работа по определению смысла термина

8. Способы измерения артериального давления

Практическая работа

9. Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на артериальное давление, объяснение этого.

Практическая работа

10. Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на артериальное давление, объяснение этого.

Практическая работа

11. Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений.

отчет

12. Кратковременная память

Определение смысла термина

13. Способы измерения кратковременной памяти

Практическая работа

14.Исследовательская работа по измерению кратковременной памяти

Практическая работа

15. Исследовательская работа по измерению кратковременной памяти

Практическая работа

16. Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений.

отчет

17.Свет и цвет в природе

Определение смысла терминов

18. Пигменты. Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

Практическая работа

19. Краски.

Практическая работа по изготовлению красок

20. Исследовательская работа по изучению изменения света и цвета

Практическая работа

21. Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений.

отчет

22. Вода, ее происхождение и значение

Знакомство компьютерной презентацией

23. Физические свойства воды

Практическая работа

24. Химические свойства воды

Практическая работа

25. Исследовательская работа по изучению загрязненности воды

Практическая работа

26. Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений.

отчет

27. Поверхностное натяжение жидкости

Определение смысла термина

28. Способы исследования действия сил поверхностного натяжения

Практическая работа

29. Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на действие сил поверхностного натяжения жидкости.

Практическая работа

30. Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на действие сил поверхностного натяжения жидкости.

Практическая работа

31. . Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений

отчет

32. Защита собственных проектов учащихся

Отчет в различной форме

33.  Защита собственных проектов учащихся

Отчет в различной форме

34.  Защита собственных проектов учащихся

Отчет в различной форме

 

 

Ресурсное обеспечение

 

  1.  Физика. 8-9 классы: сборник программ элективных курсов / сост. В.А.Попова.- Волгоград: Учитель, 2007
  2. Физика. Химия. Биология. Конструктор элективных курсов (межпредметных и предметно – ориентированных): для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе. Москва, 2006.
  3. Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11классы»
Мультимедийный интерактивный курс «Физика 7-11 классы"
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz