Программа
факультативного курса по физике для учащихся 7 класса
«Исследовательские задачи на стыке наук»
(биологии, физики, химии)
Пояснительная записка.
Цель: научить исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания; создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения в дальнейшем.
Содержание курса включает в себя знакомство с планом деятельности по решению исследовательских задач, серию из шести учебных исследовательских задач, в основном построенных на материале биологии, физики, химии.
Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, математическую обработку данных, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группах, культура ведения дискуссий, презентация результатов).
Важная особенность курса – его интегративность, междисциплинарный характер задач.
Работа над задачей организуется индивидуально, либо в парах (группах), итогом является публичная презентация (конференция), либо непосредственный отчет перед педагогом.
Результатом изучения данного курса следует рассматривать сформированности у учащихся следующих умений:
- Строить план исследования;
- Фиксировать эмпирические данные (с учетом погрешностей) в виде графика и таблицы;
- Описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель;
- Предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель;
- Сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;
- Представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).
Раздел №1. «План деятельности по решению исследовательских задач»
(1 час)
Раздел №2. «Время реакции человека и факторы, которые на него влияют»
- Свободное падение (физика)
- Рефлекс (биология)
- Обработка данных (математика)
(5 часов)
Раздел №3. «Что такое артериальное давление?»
- Кровообращение (биология)
- Давление жидкости (физика)
- Построение графиков (математика)
(5 часов)
Раздел №4. «Определение объема кратковременной памяти»
- Высшая нервная деятельность (биология)
- Обработка данных (математика)
(5 часов)
Раздел №5. «В мире красок»
- Свет и цвет (физика)
- Краски (химия)
(5 часов)
Раздел №6. «Загадки простой воды»
- Физические свойства воды (физика)
- Химические свойства воды (химия)
(5 часов)
Раздел №7. «Мой до дыр»
- Поверхностное натяжение (физика)
- Химические растворы (химия)
(5 часов)
Раздел №8. «Защита проектов учащихся».
Тематическое планирование.
Содержание |
Практическая работа |
1. План деятельности решения исследовательских задач |
Разработка алгоритма |
2. Время реакции |
Определение смысла термина |
3.Измерение времени реакции (способы измерения) |
Практическая работа |
4. Исследовательская работа по измерению времени реакции |
Практическая работа |
5. Исследовательская работа по измерению времени реакции |
Практическая работа |
6. Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений. |
отчет |
7. Артериальное давление |
Работа по определению смысла термина |
8. Способы измерения артериального давления |
Практическая работа |
9. Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на артериальное давление, объяснение этого. |
Практическая работа |
10. Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на артериальное давление, объяснение этого. |
Практическая работа |
11. Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений. |
отчет |
12. Кратковременная память |
Определение смысла термина |
13. Способы измерения кратковременной памяти |
Практическая работа |
14.Исследовательская работа по измерению кратковременной памяти |
Практическая работа |
15. Исследовательская работа по измерению кратковременной памяти |
Практическая работа |
16. Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений. |
отчет |
17.Свет и цвет в природе |
Определение смысла терминов |
18. Пигменты. Изготовление минеральных пигментов разных цветов. |
Практическая работа |
19. Краски. |
Практическая работа по изготовлению красок |
20. Исследовательская работа по изучению изменения света и цвета |
Практическая работа |
21. Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений. |
отчет |
22. Вода, ее происхождение и значение |
Знакомство компьютерной презентацией |
23. Физические свойства воды |
Практическая работа |
24. Химические свойства воды |
Практическая работа |
25. Исследовательская работа по изучению загрязненности воды |
Практическая работа |
26. Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений. |
отчет |
27. Поверхностное натяжение жидкости |
Определение смысла термина |
28. Способы исследования действия сил поверхностного натяжения |
Практическая работа |
29. Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на действие сил поверхностного натяжения жидкости. |
Практическая работа |
30. Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на действие сил поверхностного натяжения жидкости. |
Практическая работа |
31. . Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений |
отчет |
32. Защита собственных проектов учащихся |
Отчет в различной форме |
33. Защита собственных проектов учащихся |
Отчет в различной форме |
34. Защита собственных проектов учащихся |
Отчет в различной форме |
Ресурсное обеспечение
- Физика. 8-9 классы: сборник программ элективных курсов / сост. В.А.Попова.- Волгоград: Учитель, 2007
- Физика. Химия. Биология. Конструктор элективных курсов (межпредметных и предметно – ориентированных): для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе. Москва, 2006.
- Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11классы»
Мультимедийный интерактивный курс «Физика 7-11 классы"