Физика - 7 школа №56

пояснительная записка

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1.      Обязательный минимум содержания основного общего образования  по физике (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);

2.      Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физике. (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);

3.      Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по физике.

4.      Авторская программа  «Физика  7–9 классы» , рекомендованная  Департаментом общего среднего образования МО РФ. (Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин, М.: Дрофа, 2001г).

    

             Преподавание ведется по учебнику: Перышкин А.В. Физика.7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физики входят:

- развитие мышления учащихся, формирования у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладения школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирования познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Примерная программа по физике составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2  учебных часа в неделю (68 ч в год).

  Программа рассчитана на такую структуру, при которой на первой ступени (7-9-й классы) профильное обучение не вводится. Включает весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях. Отличается простотой и доступностью изложения материала.

Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривает выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.

 

Требования к уровню подготовки

в результате изучения физики ученик должен

 знать / понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

·                     использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, массы, силы, давления;

·                     представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

·                     выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

·                     приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

·                     осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники;
  • рационального применения простых механизмов.

 

Для успешной реализации содержания данного курса, а также развития учащихся и формирования ОУУН будут использованы задания по формированию логических  умений и навыков: определение структуры познания, поиск и выделение значимых функциональных связей, отношение между частями целого; сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; самостоятельное выполнение различных творческих заданий, участия в проектной деятельности. Коммуникативные умения и навыки будут формироваться через организацию парной и коллективной работ; работу с текстом; выполнение самодельных приборов по физике; выполнение простейших презентаций по темам курса; использования учебных мультимедийных программ. Предполагается проведение уроков-исследований, практикумов,  на которых учащиеся будут учиться составлять опорные конспекты, схемы по тексту, решать проблемные задачи, составлять планы, таблицы, участвовать в беседе, давать оценку и взаимооценку. В целях формирования ИКТ-компетентности учащихся планируется проведение уроков – презентаций учебных проектов.

Контроль за формированием умений и навыков будет осуществляться через итоговые контрольные работы, тестирование, физические диктанты, самостоятельные работы учащихся, с осуществлением дифференцированного подбора заданий.

  

Содержание

 

1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблю­дения, опыты, измерения. Физика и техника.

Фронтальная  лабораторная  работа

1. Определение цены деления измерительного при­
бора.

2.  Первоначальные сведения
о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его моле­кул. Притяжение и отталкивание молекул. Различ­ные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная  лабораторная  работа

2. Измерение размеров малых тел.

3. Взаимодействие тел {21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.

 

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измере­ние массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возни­кающая при деформации. Вес. Связь между силой тя­жести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сло­жение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, каче­ния, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

3.   Измерение массы тела на рычажных весах.

4.   Измерение объема тела.

5.   Измерение плотности твердого тела.

6.   Градуирование пружины и измерение сил дина­мометром.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов {21 ч)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на осно­ве молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосу­ды. Шлюзы. (Водопровод, гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Баро­метр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

7.  Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.  Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (11 ч)

Работа силы, действующей по направлению движе­ния тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

 

Фронтальные лабораторные  работы

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10.  Измерение КПД при подъеме тела по наклон­ной плоскости.

 

Резервное время — 5 ч.

 Литература:

 

1. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс». – М.: Дрофа, 2000.

2.  Ушаков М.А.,Ушаков К, М. Физика.7класс: Дидактические карточки – задания. М.: Дрофа, 2000.

3.  Сборник задач по физике. 7-9 класс. Автор А.В.Перышкин - М.: «Экзамен», 2006

4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-8 классов. М.: «Просвещение» 2000

5. Янушевская Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус» 2009

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz