Физика - 7 школа №56

Приемы формирования ОУУН через работу с текстом

 

Формирование общеучебных умений и навыков через работу с         текстом.

 

                                                                                   Старовойтова О.А.

                                                                                              учитель школы №56

 

Известно, что ребенок освоит столько, сколько активно осмыслит, осознает, сколько задаст вопросов и попробует в деятельности. Такое возможно при использовании активных форм работы. В этом же может помочь и критическое мышление.

 Критическое мышление – разумное, рефлективное мышление, сфокусированное на решении «во что верить» и «что делать».

Это умение понять и осознать события, быть объективным, логичным, умеющим понять другую точку зрения.

В настоящее время образовательные программы предъявляют приоритетное требование к знаниям и умениям выпускника школы – это умение работать с учебным текстом. Данное направление уже включено в итоговую аттестацию.

Процесс формирования критического мышления также осуществляется через работу с текстом.

В настоящее время учебник чаще всего используется для повторения учебного материала дома, реже на уроке в качестве справочника или источника упражнений и задач, и очень редко – источника самостоятельного приобретения знаний.

В статье рассматриваются некоторые приемы организации деятельности учащихся при работе с учебным текстом, которые способствуют развитию познавательных умений.

 

План деятельности при работе с учебным текстом.

 

  1. Прочитать текст внимательно. Выделить главные мысли, содержащиеся в тексте, и в соответствии с ними разбить весь текст на отдельные части (абзацы).
  2. Выделить в каждой части те предложения, которые несут в себе основную смысловую нагрузку.
  3. Составить план прочитанного либо в виде словесной (по пунктам), либо в виде графической схемы (с помощью понятий, знаков, рисунков, чертежей, схем,…).
  4. Сделать анализ текста с точки зрения его изложения, ориентируясь на обобщенные планы изучения того или иного вопроса.

 

План деятельности при составлении опорного конспекта по тексту.

 

  1. Прочитать текст.
  2. Выделить структурные элементы содержания: понятия, явления, законы, свойства, опыты и т.д.….
  3. Установить логические связи между компонентами, используя для этого формы наглядного выражения: формулы, схемы, графики, рисунки, таблицы и т.д.
  4. Конспект должен содержать как можно меньше слов; записи выполняются четко и аккуратно.
  5. Основные ступени логических связей и формулы следует выделять (например, разными цветами).

 

План деятельности при составлении рецензии текста (параграфа).

 

  1. Сделать краткий перечень основных вопросов, о которых идет речь в тексте.
  2. Охарактеризовать метод изложения этих вопросов.
  3. Подчеркнуть положительные и отрицательные стороны изложения, обратив внимание на степень доступности материала.
  4. Сравнить качество изложения материала по данному вопросу в другом учебнике, либо научно – популярной книге.

 

 

 

 

 

Критическое мышление учащихся можно формировать через следующие задания:

 

Задание №1.

 

Составить таблицы по тексту.

 

Таблица №1.

Знаю

Не знаю

Узнал

Хотелось бы узнать

Не понял

 

 

 

 

 

 

Таблица №2.

Что?

Сколько?

Когда?

Где?

Кем?

Каким образом?

Почему?

Зачем?

Чем объяснить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2.

 

Изложить текст (составить структурно – логическую схему) с разных точек зрения; например с позиции представителей разных наук: биолога, физика, химика и т.д.

 

Задание №3. «Вставка пропущенных слов».

 

В тексте каждое пятое (шестое,…) слово заменено прочерком. Вы должны, читая текст, вставить пропущенное слово или его синоним.

 

Задание №4. «Восстанови текст».

 

Первый вариант: каждый учащийся получает текст без начала, конца или середины. Знакомятся с содержанием и пытаются догадаться, о чем могла бы идти речь в том отрывке, который у него пропущен. Из множества отрывков, лежащих на столе, учащийся находит тот, который ему нужен.

Второй вариант: каждый учащийся получает отрывок из текста и знакомится с его содержанием. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

 

Задание №5. «Задай вопрос».

 

Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком – либо объекте и требующее ответа, объяснения.

Все вопросы можно разделить на 4  вида:

1.      «Ли – вопросы»;

2.      «Какой (кто, какие) – вопросы»;

3.      «Сколько – вопросы»;

4.      «Что (как, почему) – вопросы».

 

Подвопросы:

1). «Как – вопрос»;

2). «Почему – вопрос»;

3). «Для чего – вопрос».

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz