| |||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приемы формирования ОУУН через работу с текстомФормирование общеучебных умений и навыков через работу с текстом.
Старовойтова О.А. учитель школы №56
Известно, что ребенок освоит столько, сколько активно осмыслит, осознает, сколько задаст вопросов и попробует в деятельности. Такое возможно при использовании активных форм работы. В этом же может помочь и критическое мышление. Критическое мышление – разумное, рефлективное мышление, сфокусированное на решении «во что верить» и «что делать». Это умение понять и осознать события, быть объективным, логичным, умеющим понять другую точку зрения. В настоящее время образовательные программы предъявляют приоритетное требование к знаниям и умениям выпускника школы – это умение работать с учебным текстом. Данное направление уже включено в итоговую аттестацию. Процесс формирования критического мышления также осуществляется через работу с текстом. В настоящее время учебник чаще всего используется для повторения учебного материала дома, реже на уроке в качестве справочника или источника упражнений и задач, и очень редко – источника самостоятельного приобретения знаний. В статье рассматриваются некоторые приемы организации деятельности учащихся при работе с учебным текстом, которые способствуют развитию познавательных умений.
План деятельности при работе с учебным текстом.
План деятельности при составлении опорного конспекта по тексту.
План деятельности при составлении рецензии текста (параграфа).
Критическое мышление учащихся можно формировать через следующие задания:
Задание №1.
Составить таблицы по тексту.
Таблица №1.
Таблица №2.
Задание №2.
Изложить текст (составить структурно – логическую схему) с разных точек зрения; например с позиции представителей разных наук: биолога, физика, химика и т.д.
Задание №3. «Вставка пропущенных слов».
В тексте каждое пятое (шестое,…) слово заменено прочерком. Вы должны, читая текст, вставить пропущенное слово или его синоним.
Задание №4. «Восстанови текст».
Первый вариант: каждый учащийся получает текст без начала, конца или середины. Знакомятся с содержанием и пытаются догадаться, о чем могла бы идти речь в том отрывке, который у него пропущен. Из множества отрывков, лежащих на столе, учащийся находит тот, который ему нужен. Второй вариант: каждый учащийся получает отрывок из текста и знакомится с его содержанием. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
Задание №5. «Задай вопрос».
Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком – либо объекте и требующее ответа, объяснения. Все вопросы можно разделить на 4 вида: 1. «Ли – вопросы»; 2. «Какой (кто, какие) – вопросы»; 3. «Сколько – вопросы»; 4. «Что (как, почему) – вопросы».
Подвопросы: 1). «Как – вопрос»; 2). «Почему – вопрос»; 3). «Для чего – вопрос».
| ||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |