| |||
|
Исследовательские проектыНаблюдение и изучение явления диффузииУчебно-исследовательская работа. 7-й классI. ВведениеУже в глубокой древности, за 2500 тыс. лет до нашего времени, зародилось представление, что все окружающие нас тела состоят из мельчайших частиц, недоступных непосредственному наблюдению. Однако лишь за последние 150 лет развилось и было экспериментально обосновано современное учение о молекулах и атомах – молекулярная теория. Одним из основателей молекулярной теории был Демокрит. Суть учения Демокрита сводилась к следующему: не существует ничего, кроме атомов; атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме; различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия между атомами нет. Учение Демокрита существует давно, однако и нынешнее учение основано на предположениях того времени. В основе современного положения молекулярно-кинетической лежат три утверждения, каждое из которых в настоящее время строго доказано экспериментально: вещество состоит из частиц; эти частицы хаотически движутся; частицы взаимодействуют друг с другом. Из учения Демокрита следует, что все тела состоят из атомов, однако атомы могут образовывать молекулы. Молекулами называют мельчайшие частицы, из которых состоят различные вещества [и которые обладают свойствами этого вещества. – Ред.] Все частицы находятся в непрерывном движении. Одним из проявлений теплового движения является процесс диффузии. Диффузия – проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества. II. Цель работыЦелью экспериментальной работы является наблюдение и изучение явления диффузии. Для проведения эксперимента использовались леденцы четырёх различных цветов, вода и промокательная бумага. Эксперимент I – наблюдение растворения леденцов в воде при неизменной температуре (t = 21 °C). Эксперимент II – изучение зависимости скорости протекания диффузии от температуры. III. Оборудование4 блюдца, леденцы разного цвета, стакан с водой.
IV. Проведение эксперимента I1. Положим в каждое блюдце по 3 леденца одинакового цвета (фото [здесь опущено. – Ред.]). Нальём в каждое блюдце одинаковое количество воды при температуре t = 13 °C (фото). 2. Вода в блюдцах начинала окрашиваться в цвет леденцов через несколько минут, т.е. началось растворение леденцов (фото). Вода является хорошим растворителем. Под действием молекул воды происходит разрушение связей между молекулами веществ твёрдых леденцов. В результате молекулы воды начинают проникать в промежутки между молекулами твёрдых веществ, нарушая силы притяжения. Одновременно начинают действовать силы отталкивания и, как следствие, происходит разрушение кристаллической решётки твёрдого вещества. Однако размеры молекул воды и окрашенных леденцов настолько малы (масса молекулы воды приблизительно равна m0 = 0,000 000 000 000 000 000 000 029 88 г). и их так много, что проследить за движением одной молекулы невозможно. Например, число частиц в объёме 0,0005 м3 равно 1,806•1022. Наблюдаемое явление называется диффузией. Процесс растворения леденцов закончился, вода полностью окрасилась в цвет леденцов, находящихся в блюдцах (фото). 3. Возьмём лист промокательной бумаги, проведём на нём карандашную линию на расстоянии 3 см от края. Капнем получившимся раствором краски на карандашную линию. Будем делать это до тех пор, пока пятна не станут яркими. Затем свернём бумагу в цилиндр (фото). В тарелку нальём воду (высотой примерно 2,5 см). Опустим нижнюю часть цилиндра с пятнами краски в тарелку с водой. Бумага начала впитывать воду, и вода поднимается вверх по бумаге (фото). Подъём воды происходит за счёт сил притяжения молекул воды и бумаги. Эти силы больше, чем силы притяжения между частицами воды. Поэтому пятна краски постепенно размываются, их площадь увеличивается, они одновременно становятся светлее, продолжается подъём краски вместе с водой (фото). Это явление называется капиллярностью, оно сопровождает диффузию. V. Проведение эксперимента II1. Возьмём 2 стакана, в один из них нальём холодную воду, в другой – горячую равного объёма. Электронным термометром ТЭН-5 измерим начальную температуру холодной и горячей воды: tx = 6,4 °C, tг = 65,8 °C. 2. Леденцы красного и жёлтого цветов разложим в два тонкостенных стакана с водой. Объём воды в обоих стаканах равный. В этом эксперименте мы исключили объём. Изменяются три параметра: время, температура и высота столба окрашенной жидкости. Все эти величины можно измерить с учётом погрешности, но построить строгую математическую зависимость сложно, т.к. не хватает математического аппарата. Поэтому построим гистограммы, на которых покажем, как через равные интервалы времени изменяется температура и при этом увеличивается высота окрашенной жидкости. На гистограмме 1 показано, как в течение 55 мин температура увеличивалась с tн = 6,4 °C до tк = 17,1 °C. Специально стакан не нагревали, вода нагревалась за счёт теплообмена с окружающей средой: 1–2 – происходил нагрев самого стакана; 2–3 – при незначительном увеличении температуры резко увеличивалась высота окрашенной жидкости, т.к. стакан, вероятно, уже нагрелся до температуры окружающей среды и отбираемое из окружающей среды тепло шло на нагревание воды; 3–8 – процесс диффузии шёл почти равномерно. За 55 мин вода окрасилась не полностью. Это говорит о том, что диффузия зависит от температуры. Интенсивный теплообмен с окружающей средой почти закончился. Количества энергии, поступающей из окружающей среды, недостаточно для ускорения процесса диффузии. На гистограмме 2 показано остывание воды через равные интервалы времени в течение 55 мин и изменение высоты окрашенной воды: 1–2 – резкое увеличение столба окрашенной жидкости. Это, вероятно, можно объяснить тем, что сначала растворяются леденцы; 2–3 – нагреваются стакан и окружающая среда, поэтому происходит понижение температуры; 3–8 – процесс диффузии происходит относительно равномерно, и за 55 мин вода в стакане окрашивается полностью. VI. Выводы. Мы наблюдали процесс диффузии. Диффузия – временной процесс. Продолжительность диффузии зависит от температуры и рода вещества: чем выше температура, тем быстрее протекает процесс диффузии. В твёрдых веществах диффузия протекает медленнее, чем в жидкостях. Явление диффузии сопровождалось капиллярными явлениями. VII. Заключение. Явление диффузии широко применяется на производстве, в медицине, в полупроводниковом производстве (для создания микросхем). Гемодиализ спас жизнь многим больным.
Проект 2. ВЕС ТЕЛА. ВЕСЫ. НЕВЕСОМОСТЬ (пример «ВЕСЫ»)Весы – прибор для определения массы тел по их весу. Весами иногда называют также приборы для измерений других физических величин, преобразуемых с этой целью в силу или в момент силы. Это один из древнейших приборов. Он возник несколько тысячелетий назад и совершенствовался с развитием торговли, производства и науки.
Старинные весы и монеты викингов
В зависимости от назначения весы делятся на образцовые (для поверки гирь), лабораторные и общего назначения, применяемые в различных областях науки, техники и народного хозяйства. По принципу действия весы подразделяются на рычажные, пружинные, электротензометрические, гидростатические, гидравлические. Наиболее распространены рычажные весы, их действие основано на законе равновесия рычага. Современные лабораторные весы снабжаются рядом устройств для повышения точности и скорости взвешивания: успокоителями колебаний чашек (демпферами), дверцами, при открытии которых почти не возникает потоков воздуха, тепловыми экранами, механизмами наложения и снятия встроенных гирь. В основу действия пружинных и электротензометрических весов положен закон Гука. При помощи пружинных весов измеряют не массу, а вес. Вследствие зависимости ускорения свободного падения от географической широты и высоты над уровнем моря показания пружинных весов зависят от места их нахождения. Кроме того, упругие свойства пружины зависят от температуры и меняются со временем. Всё это снижает точность пружинных весов. Проект 3. ФОТОАЛЬБОМ «ВЕС ТЕЛА. НЕВЕСОМОСТЬ»Проект «Гидрокосмос» (погружения в скафандре ОРЛАН). Невесомость является одним из основных факторов, влияющих на деятельность человека в космосе. Гидроневесомость – один из самых эффективных способов моделирования (хотя далеко не буквального. – Ред.) условий работы в открытом космосе. Объекты космической техники и космонавты в скафандрах опускаются в гидробассейн, им придают нейтральную плавучесть, состояние безразличного равновесия и безопорного состояния. Акванавт ощущает себя словно работающим в открытом космосе. Погружения в скафандре ОРЛАН признаны официальной спецификацией PADI (Space Suit Diver).
Схема достижения невесомости (на стрелках указана перегрузка) Операция в невесомости. Группа французских хирургов из Бордо впервые осуществила ряд успешных микрохирургических операций на крысах в самолёте, воспроизводящем условия невесомости. Это открывает возможность проведения подобных операций во время длительных космических полётов. Пациентами были четыре крысы. Аэробус был специально оборудован для имитации невесомости во время серии движений по параболической траектории, приблизительно по 20 с каждая. Исследователям удалось наложить «шов на полмиллиметровую артерию, минимальную, обнаруживаемую в нормальных условиях». Этот опыт открывает возможность сложных хирургических вмешательств во время долгосрочных космических полётов, при этом возможно даже, что операция над больным астронавтом в космосе будет производиться при помощи робота, управляемого на расстоянии с Земли хирургом. Полёт по параболе – это практически единственный метод воспроизведения невесомости на Земле. Во время такого полёта пилот сначала на высоте около 6000 м поднимает нос самолёта и начинает набор высоты до 7600 м. Этот этап длится около 20 с, и в это время пассажиры испытывают перегрузки до 1,8g. Затем пилот уменьшает тягу двигателя почти до нуля и направляет самолёт по параболической траектории. Самолёт начинает свободное падение (тяга двигателей компенсирует только сопротивление воздуха). При этом продолжается набор высоты. На высоте 8500 м самолёт достигает вершины параболы и начинает терять высоту. В течение почти 20 с в самолёте наблюдается невесомость. Затем пилот вновь выравнивает самолет, и все маневры по подготовке к выходу на параболическую траекторию начинаются вновь. И всё это повторяется 30 раз в течение одного полёта. Пламя в невесомости. На Земле благодаря гравитации возникают конвекционные потоки, которые и определяют форму пламени. Они поднимают раскалённые частички сажи, которые излучают видимый свет. Благодаря этому мы видим пламя. В невесомости конвекционные потоки отсутствуют, частички сажи не поднимаются, а пламя свечи принимает сферическую форму. Так как материал свечи представляет собой смесь предельных углеводородов, они при сгорании выделяют водород, который горит голубым пламенем. Учёные стараются понять, как и почему огонь распространяется в невесомости. Изучение пламени в условиях невесомости необходимо для оценки пожароустойчивости космического корабля и при разработке специальных средств пожаротушения. Так можно обеспечить безопасность космонавтов и транспортных средств.
Проектная деятельность учащихся
| ||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |